4 мая 2016 года в 14:00

Утраченные знания

В начале 70-х годов лондонское метро столкнулось с неожиданной проблемой - внезапно резко повысился износ рельсов и колес составов. Вагоны начали выходить из строя. Была нанята серьезная инженерная компания, чтобы разобраться в том, что происходит. Инженеры начали анализировать возникшую проблему и спустя некоторое время пришли к руководству и рассказали, что все это происходит из-за смерти одного пожилого человека - назовем его Джоном Смитом. Все дело в том, что лондонское метро строили открытым способом, но многие владельцы частной собственности возражали против того, что подземка проходит по их земле. Из-за этого в метро много поворотов.

Так вот, при строительстве было решено использовать специальные смазочные пушки - они уменьшали трение составов на поворотах. И именно их обслуживал Джон Смит - заправлял и чинил. Но проблема была в том, что он начал работать в 15 лет и работал почти 75 лет. Он был один на все лондонское метро. Он очень хорошо справлялся со своей работой и об устройстве смазочных пушек все просто забыли - в метро хватает всяческих устройств и механизмов.

---

Похожая история произошла с американской программой "Аполлон". Она была принята в 1961 году. Нация напряглась и совершила технологический подвиг - шесть успешных высадок астронавтов на Луну. Никто с тех пор не повторил такого - люди никогда больше не высаживались на другом астрономическом объекте. А потом программу закрыли. Для десятков тысяч специалистов это была трагедия. А недавно американцы решили восстановить всю информацию по лунной программе. И не смогли - люди ушли и что-то было навсегда забыто.
...
---

Интересно, что тоже самое произошло с дорогами. Вы никогда не задумывались над тем, для чего на дороге нужна обочина? Вы можете открыть правила ПДД и прочитать. Обочина предназначена для: остановки и стоянки транспортных средств; разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину; на очень узких дорогах - для разъезда транспортных средств; при отсутствии тротуаров - для движения пешеходов; при отсутствии велосипедных дорожек - для движения велосипедов и мопедов.

Но изначально обочина предназначалась для гужевого транспорта. Асфальт был дорог и решено было разделить транспортные потоки - асфальт для автомобилей, а обочина для лошадей. Решение было принято, а потом о нем забыли. Между тем, обочина это зло - она провоцирует на обгон по обочине во время пробки. Обочина очень быстро разбивается. И в Западной Европе начали избавляться от обочины. Ее начали асфальтировать. Вместо нее стали делать специальные карманы для остановки и разъезда в узких местах. А для велосипедов стали конструировать выделенные дорожки. И следствием отказа от обочины стала чистота - именно обочина является главным источником грязи на дороге. В Москве машина становится грязной за пару дней (добавьте привычку парковаться на газоне - разновидности обочины). В Европе машину можно не мыть месяцами.

Смотри также