2 февраля 2017 года в 09:37

Ладожское озеро зимой

Ладожское озеро - одно из крупнейших пресноводных озер Европы. Оно располагается в северо-западной части России. Карельский (северный) берег озера лежит на Балтийском кристаллическом щите, он обрывистый и скалистый. Южный берег, находящийся в Ленинградской области, состоит из осадочных пород. Берег полого уходит под воду, формируя песчаные мели и пляжи. Образовывалось озеро несколько тысячелетий таянием ледника. Этим можно объяснить рельеф Ладожского дна, его глубин.




По Ладоге "рассыпаны" острова, их более 660. На севере озера - ладожские шхеры, будто ожерелье из череды скалистых островов, разделенных узкими проливами.
Для меня уникальность Ладожского озера кроется в масштабности дикой природы. Россыпь островов, змейки проливов и заливов, разноразмерные озёра внутри островов, скальные возвышенности, берега, обдуваемые яростными ветрами с открытых вод, - всё это для меня неизведанный край, полный открытий.
Зимой 2016 года я открыл для себя зимнюю Ладогу, особенно художественную, необычную, новую. Оказалось, ее мало снимали в это время года. Первые мои зимние работы были сняты в морозы до -30, льды покрывали бухты и заливы, незамёрзшая вода дымилась, и иней покрывал деревья. Было сложно: очень холодно, опасно ходить по молодому льду, тяжело по глубокому снегу. Но красота и необычность того, что я видел, вдохновляли меня! Не раз и не два возвращался я к этой суровой Ладожской красоте.
Зимняя Ладога богата разнообразием пейзажей: это и аскетичные виды, с каменными берегами, покрытыми льдом и снегом, с серым небом и одинокими сосенками, и огромные скальные массивы с острыми выступами и заваленные буреломом, на вершине которых высятся величественные сосны, и могучие волны, накрывающие, будто топором вырубленные льдины, у песчаных и каменных берегов, и бездонное северное небо, сквозь тугие тучи которого прорываются лучи холодного солнца, и гранитные чаши зеркальных озер.


А на рассвете от восходящего солнца расцветает небо, окрашивая своим сиянием и снег, и тёмные пятна незамерзших Ладожских вод, так рождается красочная поэзия этих мест. Я обычно стараюсь встречать зори и рассветы в уже проверенном месте, заранее изученном, выстраивая композиции своих работ так, чтобы цвет неба, восходящее солнце, отражение в воде и на льдинах, блики, световые пятна и тени, всё это складывалось в одно целое - в полотно пейзажа. И именно на зимних шхерах Ладоги, передо мной открывается великое многообразие композиций, созданное природой, истории цвета и света. Всё это стремительно меняется, каждую минуту то освещается солнцем, то затихает, то вновь подсвечивается, но мягко, когда солнце закрыто облаками и тучами.

В эти моменты наполняешься вдохновением, энергией, жаждой всё успеть и ничего не упустить. Поймать момент, когда золотой свет закатного солнца накрывает склон острова, где сосны в пушистом одеянии замерли под зарождающим серебристым месяцем. И я спешу туда, практически бегу.

Приходится надевать маску, чтобы защитить лицо. 30 градусный мороз и почти 100% сырость напоминают, что можно переохладиться. Постоянный ледяной ветер с открытой Ладоги, порывы которого достигают иногда до 14 метров в секунду, продувают насквозь. Чтобы защититься, я тщательно выбираю одежду и одежду и обувь, подходящую для долгих пеших походов на морозе. С опытом я понял, как важно брать запасные вещи, обязательно иметь сменную одежду. К слову, у меня в рюкзаке есть разные шапки: непродуваемая, защищающая от сильного ветра, очень теплая - для стоянок и более легкая, надеваю ее во время съемки.
Быстро передвигаясь по зимним шхерам, важно помнить про опасность больших полыней около островов, их глубина иногда достигает от 2 до 11 метров. Вода в таких местах замерзает в последнюю очередь, это происходит из-за ее постоянного движения. Полыньи могут быть: открытые; затянутые легкой снежной коркой; закрытые ненадежным тонким льдом. Часто такие участки почти незаметны. В спешке велика опасность попасть в такую полынью и уйти под воду. У меня был случай, когда я так окунулся вместе с фототехникой.


На крутой бок острова, покрытый коркой льда, приходится забираться с разбега, хватаясь руками за ледяные выступы.

Когда я впервые взбирался на остров высотой всего-то 2 метра, мне понадобилось 25 минут, тогда я хотел захватить передний план - фактурный снежный покров, с узорами и линиями, оставленными ветром.

С опытом приходить ловкость. Взобравшись на остров, на коленях продвигаюсь дальше от края обрыва и в спешке иду к точке съемки. Глубину снега приходится проверять треккинговой палкой. Так можно обезопаситься от невидимых глазу трещин в толще острова, они бывают разные: можно провалиться по грудь, но опаснее по колено во время быстрого движения - легко вывихнуть или сломать ноги. Заранее днем я уже был здесь и присмотрел самые интересные участки бухт, островки, сосны необычной формы, подходящие по композиции. Легче примечать это свежим взглядом без спешки в спокойную пасмурную погоду, тогда внимание не отвлекает яркость красок, и можно вдумчиво искать композиции и истории, которые постороннему зрителю на фотографии будет интересно рассматривать, путешествовать взглядом по кадру.
В награду за приложенные усилия природа дарит мне Ладожскую зимнюю сказку.


Если повезет оказаться в нужном месте в нужное время, после сильных морозов, можно увидеть удивительные ледяные скульптуры.

На границе льда и незамерзших вод Ладоги, когда ветер гонит сильные волны и брызги воды попадают на края каменных берегов, прибрежные глыбы и даже на ветви деревьев, образуются причудливые наплывы и застывают на морозе. Такие сюжеты интересны, но их очень сложно сфотографировать. Чтобы захватить в кадр эту красоту, нужно оказаться напротив острова, там, где вода. В таких непростых случаях я спускаюсь к подножью острова. Как правило, там бывают небольшие каменные "карнизы" шириной от 90 до 200 см, которые резко уходят вниз под воду. В морозы на них образуется наледь, и, несмотря на то, что беспокойные воды Ладоги постоянно размывают лед, карнизы довольно скользкие. Спустившись, я нахожу самый широкий карниз и отхожу от живописного берегового обрыва, насколько это возможно, - приходится заходить в воду примерно по колено к самому краю карниза, мне позволяют так делать непромокаемые зимние сапоги. Безусловно, это очень малое расстояние для съемки, всего-то 2 метра. Обледенелый скальный берег нависает над головой, у ног -каменистый карниз. Хочется снять это одним кадром, но нет физической возможности это сделать. Даже используя объектив с фокусным расстоянием в 17 мм, у меня получается захватить только отдельные части пейзажа: или лёд, или низ скалы, или заснеженные деревья наверху острова. Тогда я обращаюсь к любимому стилю съемки - двух- и трехъярусные панорамы. Первым ярусом захватывается только низ: скала-карниз, вода, волны, отражение в воде. Выходит от 5 до 12 кадров, всё зависит от задуманного сюжета. Второй ярус, составляющий столько же кадров: вверх и то, что передо мной - живописная ледяная стена-скала.

По обыкновению, снимаю так, чтобы захватить весь остров. Слишком вытянутые композиции кадрирую при обработке панорам, или оставляю весь остров, чтобы показать масштаб. Это сложный стиль съёмки. С помощью фотошопа все кадры необходимо будет собрать в единое полотно. Не имея опыта, придется повозиться. К тому же, если во время съемки будут допущены ошибки, собрать панораму в фотошопе будет невозможно. Благодаря пятилетней практике съемки в таком стиле я научился учитывать все нюансы, но время от времени ошибки случаются и у меня, особенно в спешке и сложных условиях. Поэтому своим ученикам я рекомендую, всегда делать запасные дубли.

Панорамный стиль съемки всегда привлекал меня именно возможностью захвата большого пространства, окружающего меня. Создается эффект будто видишь весь пейзаж со стороны, раскрывается масштаб, который невозможно уместить в один кадр. Мне кажется, панорама местности, открывающаяся зрителю в таких работах, позволяет "побродить взглядом", получается эдакое мини-путешествие.
Безусловно, при такой съемке не избежать и побочных эффектов, таких как: искажение переднего плана, когда при разворачивании прямого берега получается изгиб; "эффект двух солнц" (самое популярное зрительское замечание, по моему опыту), когда солнце, например, расположено в кадре слева, а освещенный солнцем бок острова - справа. На мой взгляд, бывают случаи, когда эти моменты оправданы - пейзаж выглядит цельным полотном, при кадрировании которого элегантность и изящество композиции теряются и исчезают.


В съемке на зимней Ладоге есть много сложностей, большинство из них требуют опыта, осторожности и концентрации внимания. Тем, кто никогда не был на Ладоге зимой, и тем более тем, кто вообще никогда не был на Ладоге, я рекомендую отправляться туда только с опытным провожатым. Участились случаи, когда ко мне обращаются фотографы, не имеющие опыта зимних походов, чтобы узнать координаты мест, где я проводил съемки, и отправиться туда самостоятельно. Я не даю четких координат и не рекомендую идти на поиски в одиночку. Мои маршруты бывают весьма сложными.
Походы по зимней Ладоге всегда сопряжены с опасностью для здоровья и жизни!






























Автор: Фёдор Лашков

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Путешествия и приключения на снимках Франа Марта Одно из самых красивых мест Сибири Невероятные фото электрического шторма в облаке пепла 10 лет конкурсу экстремальных фотографий Red Bull Illume Самые красивые вулканические озера мира Панорамы Южной Америки Цвет не имеет значения Чёртова дочь Крошечный человек на фоне грандиозных пейзаж Красивая природа Пермского края 25 лучших фотографий National Geographic Удивительные пейзажи острова Сокотра