16 марта 2017 года в 05:57

Как делают шпроты

Сто лет назад Ставангер был центром консервной промышленности - лучших деликатесов невозможно было найти во всей Норвегии. Завод активно поставлял рыбу в Россию и в 1902 году консервы из Ставангена были отмечены специальной Императорской грамотой. Сегодня из здания фабрики образован музей, где полностью восстановлен процесс переработки рыбы. Предлагаю посмотреть, как в начале прошлого века закатывали шпроты...




Для начала разберемся в терминологии. У нас под словом "шпроты" обычно понимают любые консервы из мелкой рыбы, но для норвежцев "шпроты" - это рыбешка из семейства сельдевых. Так как сардины гораздо привлекательнее для покупателей, но живут в более теплых водах и рядом с берегами Норвегии не водятся, норвежцы шли на ухищрения и называли свои консервы из шпрот "норвежскими сардинками".


Первая консервная фабрика в Ставангере была открыта в 1873 году. Трудились на ней тогда в основном одни женщины. Сейчас здесь интерактивный музей - гостям предлагается поучаствовать во всех циклах процесса.


Сперва рыбу "засаливали" в больших деревянных чанах.


Затем её вручную насаживали на спицы для последующего копчения. За час рабочий мог нанизать таким образом до тысячи рыбешек.


Через некоторое время придумали специальный аппарат, в который укладывали шпроты головой вниз и пронзали всех рыбок разом.


Такая автоматизация позволила увеличить объем до 4000 рыбок в час.


Готовые рыбные гирлянды вставляли в рамку для копчения и ставили в печь. Коптились от 45 минут до 2,5 часов в зависимости от печи.


Затем шпроты доставали и клали на специальный стол, где одним взмахом промышленного ножа, всем рыбинам в рамке удалили головы. До изобретения этой штуки "на головах" работали дети, вооруженные ножницами. Их производительность составляла 4 рамки в час. С аппаратом она поднялась до 10 рамок в минуту. Детей уволили.


Через "расческу" головешки снимались со спиц.


Фасовочный цех. Прежде чем начать укладывать рыбу в банки, следует ознакомиться с требованиями к упаковке.


Способ укладки зависит от размера рыбы. Всего было шестнадцать стандартов.


Для каждого своя банка и свое количество - от 3 до 38 штук в зависимости от размеров самих шпрот.


После укладки необходимо добавить масло. Этот процесс тоже со временем претерпел автоматизацию: сперва его наливали вручную в каждую банку, потому изобрели насос, разливающий нужное количество по 10 емкостям одновременно.
Вообще, этот музей - идеальное место для того, чтобы увидеть, как развивалось человечество в эпоху индустриализации.


Затем консервные банки закатывались вручную на специальной машине. До этой машины делали по 500 банок в день. С машиной до 10000 банок. Изобретение произвело революцию в индустрии.


Слева - закатанная банка, справа - не закатанная. Машины до сих пор работают.


В конце процесса банки стерилизовали паром, нагревая до температуры 115°, и держали так час. Опытным путем доказано, что после такой обработки банка может жить до 100 лет.


После этого банки мылись, сушились и заворачивались в лощеную бумагу. На бумагу клеили этикетку.


На втором этаже есть целая коллекция этикеток на разные мотивы и страны.


Специальная серия для англичан.


Серия для немецкого рынка.


В музее представлен редчайший экспонат - консервная банка, которой больше 100 лет. Она побывала вместе с Амундсеном на Южном полюсе и осталась не съеденной. В 2003 году её открыли и в начале отправили в лабораторию. С рыбой ничего не случилось. Она была абсолютно нормальна и готова к еде. Попробовали - на вкус, как свежая. Так что не бойтесь есть консервы.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Почему у азиатов именно такой разрез глаз? Депортированного из России бойца MMA Чоршанбиева задержали в аэропорту Душанбе От каннибала до императора один шаг: 4 истории африканских президентов Засады «Артштурмов» на Т-34 глазами советского танкиста Самый привлекательные генетические мутации в мире Что такое калибр? Какие бывают калибры оружия В Финляндии внедряют дневной сон на работе Москва бордюрная: для столицы закупают дорожные ограждения на 3 млрд рублей Эффектная посадка АН-225 Экскурсия по наводившему ужас фашистскому танку Самый большой мост планеты: Даньян-Куньшаньский виадук «День Нептуна» в 1967 году