4 мая 2017 года в 12:41

Мотоциклы Второй мировой войны

Мотоциклы во Вторую мировую войну были самостоятельной боевой единицей. Германия создала  первые мотоциклетные батальоны ещё в 1935 году. Успешно использовались мотоциклы и Красной армией, и союзниками.






Германия
BMW R75
Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище "Сахара" из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.


Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на "Сахаре" среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.


Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen. BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей. Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов нацисткой агрессии.


DKW
К 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350. 123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час.


DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам КП он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11,5 л. с. мотоцикл развивал скорость в 105 км/час. Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.
На основе DKW RT125 в СССР были разработаны "Минск", М1А "Москва" и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом "ИЖ-350".


NSU "Kettenkrad"
Этот мотоцикл на гусенице вошёл в историю под названием "Кеттенкрад" (Kettenkrad - трак, "Kraftrad" - мотоцикл), был разработан изобретателем Хайнрихом Эрнстом Книпкапмом и производился компанией NSU. "Кеттенкрад" оснащали 1,5-литровым двигателем Opel Olimpia мощностью в 36 л. с. Мототрактор развивал скорость 65 км/час по шоссе и до 40 км/час - по пересеченной местности.


Изначально разрабатывался для десанта, действовавшего в тылу врага, но позже стал выполнять функции тягача. Мог тянуть артиллерийское орудие весом до полутоны, либо прицеп. Занимался буксировкой самолётов на аэродромах, прокладывал линии связи - сзади легко помещалась катушка с проводом. После войны уцелевшие экземпляры использовали в сельском хозяйстве. Всего с 1940 по 1949 год было произведено 9 тыс. экземпляров.


СССР
"М-72"
История легендарного мотоцикла "М-72" началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой - мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.


Мотоцикл "М-72" увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. "М" - означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным. "М-72" был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.


Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство "М-72" пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование. Первая партия мотоциклов была выпущена в феврале 1942 года. За год в Ирбите было выпущено 1587 мотоциклов, в Горьком - 1284 мотоцикла, в Тюмени - 187. В 1943 году выпуск "М-72" увеличился, а в 1944 стал рекордным - 5380 штук. Всего за годы войны ИМЗ выпустил 9800 мотоциклов.


На коляску "М-71" можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами. В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений. Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).


США
Нarley Davidson WLA-42
Своих мотоциклов не хватало, и тут на помощь пришел Лэнд-лиз. Всего СССР получил 35 тыс. мотоциклов. 5 тыс. из них были направлены в НКВД и в милицию. Остальные - на фронт. Советская армия получала американские "Индианы", английские "Велосетты" и "Матчлессы", но самым лучшим стал Нarley Davidson WLA-42, поставки которого Наркомвнешторг "выбил" в 1943 году.


Мотоцикл оказался надёжен и непривередлив к топливу. 740-кубовый V-образный продольный двигатель развивал мощность в 25 л. с., высокий ветровик защищал от дождя. Мотоцикл был оснащён боковыми сумками, кобурой, площадками для ног и мог разогнаться до 110 км/час. За безотказность и неприхотливость солдаты прозвали его "Валуем".


"Валуи" поставлялись в страну разобранными, их сборкой занимались заводы в Москве и в Серпухове. Производство колясок для них было налажено на ГАЗе. В 1944 году было выпущено 11 000 колясок, но этого оказалось мало, потому что только "Валеуев" в этом году было завезено в страну больше 14 тыс. штук. Всего за годы войны в США было выпущено 90 тыс. экземпляров "Харли". Производство "Валуя" продолжалось до 1951 года.


Великобритания
BSA "WM20"
Основным производимым военным мотоциклом была модель "WM20"(" M20WD"). Мотоцикл оснащался 500-кубовым одноцилиндровым нижнеклапанным двигателем, мощностью 13 л.с.. И при весе 170кг., разгонялся до 105 км/ч. Всего, за время войны было выпущено 126 тысяч мотоциклов серии "WM20"


Excelsior (Эксцельсиор)
- Модель "Welbike" оснащалась небольшим, 98-кубовым двухтактным двигателем, мощность 1.5 л.с. Двигатель размещался между трубами рамы, за бензобаком. Руль и сидение складывались, благодаря чему, мотоцикл размещался в специальный контейнер и мог быть приведён в боевую готовность в считанные минуты после приземления.


Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Исторические фото Красивейшие леса мира, которые показывают силу Матери Природы Lotus выпустил электрический лифтбек мощностью 918 л.с. Тест по истории России: Романовы Парень сделал для сестры подарок, до которого будет очень трудно добраться Как снимают взлет ракеты на Байконуре Дом с высокой сейсмостойкостью и открытым пространством в Японии 10 научных отсылок в  Старатели-нелегалы не поделили участок, и несговорчивых закопали в их же авто Рекламщики добрались до морей Что это такое: загадочные предметы и их предназначение Голые и смешные