7 сентября 2018 года в 11:55

Почему советский человек не мог вернуться в детство?






В советской традиции существовал целый пласт лирических песен, посвящённых расставанию с детством. Или же - острой ностальгии по нему. Главный мотив: невозвратность. Утерянный Рай. Сказочное место, откуда мы прибыли и куда невозможно снова попасть. Заповедная территория, охраняемая здравым смыслом. "Куда уходит детство? В какие города? / И где найти нам средство, / Чтоб вновь попасть туда?" - спрашивала молоденькая Алла Пугачёва.


И сама себе - а заодно всем нам - отвечала - куда: "Наверно, в край чудесный, Где каждый день кино, / Где также ночью синей cтруится лунный свет, / Но нам с тобой отныне Туда дороги нет". Детство рисовалось, как табуированная территория, существующая рядом, но - входить туда строжайше запрещено. Найти средство - только сойти с ума и начать скакать во дворе. Вот и София Ротару в "Обычной истории" констатировала: "И вот уже зовут... И вот уже зовут / По отчеству. / А в детство заглянуть / Так хочется".


Так хочется - потому что никак не возможно. Не отставала и Эдита Пьеха, бессмысленно, точнее - риторически умоляя: "Может, впервые за тысячу лет дайте до детства плацкартный билет!.." Ей отвечала кассирша: билетов нет. И не будет. Женщина, отойдите и вообще - фарш невозможно провернуть назад. И певица тут же соглашалась: "Мы не вернемся, напрасно не жди. Есть на планете другие пути. / Мы повзрослели. Поверь нам. И прости".


Во всех этих чудо-песенках разной степени лёгкости - тонкое переживание. В Советском Союзе детство-отрочество-юность были отделены от взросло-созидательного бытия, как два разных мира. Это сейчас игривую младость продлевают сколь угодно долго - хоть до тридцати лет. В постиндустриальном социуме не нужно рано взрослеть - не для чего. Советский проект был изначально заточен под формирование человека-работающего и человека-думающего.


Инфантильность, ребячливость воспринимались с отвращением. Подразумевалась долгая зрелость, а беззаботное солнечное детство изображалось этаким фантастическим островком. Ребята в пионерском лагере пели под гитару: "Кораблик детства уплывает в Детство, / Белые большие трубы скошены назад". По телевизору - "Приключения Электроника", фильм о взрослении раздолбая Сыроежкина. Его первоначальный лозунг: "Мы маленькие дети - нам хочется гулять".
Ему в противовес Электроник поёт: "Детство кончится когда-то, / Ведь оно не навсегда". Крылатые качели и прочие мопеды-гамаки-сон до полудня - это не для хомо-сапиенса. Это именно Сырожкину надобно стать человеком, а Электроник-то уже человек. В советском обществе нельзя "оставаться" в детстве-юности. Сейчас - можно. Играться, носить красные носочки в 50 лет, нигде не работать. Это не хорошо и не плохо - просто социально-экономическая данность.
Зина Корзина (с)

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Наша Булочка сегодня ушла на радугу Dolce & Gabbana Место где ты свободен О женской верности Ещё чуть-чуть Мама… А ведь раньше таких людей называли дурачками: пост о гуманитариях Бывают в жизни огорчения (21.04.21) Странные вкусы привычных продуктов Интересные факты о сьемках фильма 60 жизненных уроков от Гомера Симпсона Подборка интересных и веселых картинок 24.01.22 Новый год и новые налоги: теперь и на велосипеды Какая гадость эти ваши ремейки, или История переделок советской классики Факир был пьян и фокус не удался: неумелый мототрюкач из Крыма попытался проехать на заднем колесе Продавщица фастфуда выстрелила в клиента, который пожаловался на неполный заказ Симпатичные работницы торговли