18 марта 2019 года в 22:01

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60

Перенесёмся в самое холодное обитаемое место на нашей планете - в Оймякон! Как же я люблю Якутию! Волшебная страна, и в этом году я решил добраться до самой холодной её части. По крайней мере, так считают сами оймяконцы, но тут не всё так просто.                                    





Вы наверняка слышали устоявшуюся ещё в советское время формулу "Оймякон - полюс холода". Но тут есть несколько оговорок. Во-первых, это полюс холода Северного полушария, во-вторых, не факт, что полюс холода - именно Оймякон. Дело в том, что температура -71,2 градуса Цельсия, которая потом вошла во все учебники географии, на самом деле не была задокументирована. Во-вторых, температура -67,7, которая действительно была зарегистрирована, наблюдалась не в самом Оймяконе, а в Томторе - это посёлок поблизости, где находится аэропорт. В-третьих, звание самого холодного места в Северном полушарии оспаривает ещё и Верхоянск: вроде как, в 1885 году температура там опускалась до -67,8 градусов. Но тогда наблюдения были менее точны, и у Оймякона как столицы холода по-прежнему много сторонников.
Действительно ли в Оймяконе было -71,2 градуса или нет, не так важно. Тут адски холодно даже весной. Когда я приехал днём, термометр показывал -53, хотя в этот момент в Якутске уже без шапок народ ходил. Ещё в Оймяконе очень контрастная температура. То есть если ночью -50, то днём на солнышке может быть -30! Как вам такие скачки?    


01. До Оймякона добраться не так просто. Зимой нет регулярного авиасообщения, так как летать дорого, и народ едет туда на машинах, а это 928 километров до Якутска (20 часов с учётом паромной переправы, как показывает Гугл) и 1008 километров до Магадана (23 часа). Ближайший посёлок, куда есть регулярные рейсы из Якутска, - это Усть-Нера, но оттуда тоже 11 часов ехать до Оймякона. Но если очень повезёт, можно попасть на чартерный рейс ;) Летают туда самолеты "Полярных авиалиний" из аэропорта Маган. Перед тем как завести двигатель самолёта или вертолёта на морозе, его надо отогреть.    


02. А вот и наш самолёт. Это чехословацкий Л-410 "Турболёт". Кстати, с 2018 года эти самолёты собирают и в России (Екатеринбург, Уральский завод гражданской авиации), но у "Полярных авиалиний" самолёт старенький.    


03. Билеты очень дорогие, 45 000 рублей туда-обратно, хотя лететь около двух часов. Для сравнения, прямой рейс "Аэрофлота" в Лос-Анджелес (самый длинный перелёт из Москвы, часов) стоит 35 000 рублей в обе стороны. На нашем рейсе было 8 пассажиров.    


04. По случаю внезапного рейса самолёт загрузили фруктами и овощами.    


05. В аэропорту Томтора, ближайшем к Оймякону, стоят Ан-2, но они зимой не летают.    


06. А в тёплое время года "Кукурузник" может перевезти до 12 пассажиров.    


07.    


08. В аэропорту нет никаких строений для обслуживания пассажиров, так что встречающие ждут в машинах прямо на краю полосы. Если тебя никто не встречает, то всё, замерзнешь тут и умрёшь прямо перед самолетом. Ещё забавно, что поскольку в Томторе зимой нет людей и всё закрыто, посадочные тоже не выписывают. Поэтому посадочные на обратный перелёт выписывают в Якутске! Естественно, нет никаких досмотров и проверок.    


09. Аэропорт Томтор недалеко от Оймякона появился в 1942 году. 11 июня 1942 года было подписано соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу между США и СССР. По этому договору американцы перебрасывали в СССР истребители и бомбардировщики. Чтобы принимать эти самолеты, перегоняемые из Аляски, и был построен аэропорт Томтор. Причём строили его нереально быстро: работы начались 12 августа 1942 года, а уже 6 сентября на его взлётно-посадочную полосу приземлился первый самолёт. Это был отечественный Г-2, а шасси "американцев" коснулись томторской ВПП ровно через месяц.    


10. После войны аэропорт обслуживал гражданских лиц. Рядом с аэродромом проживали порядка трёх сотен людей - они же и работали в аэропорту.    


11. Диспетчерская    


12. Метеостанция Томтора − та самая, где 6 февраля 1933 года была зафиксирована температура -67,7°С.    


13. Почему тогда полюсом холода называют Оймякон? Всё просто: тогда имелся в виду не сам посёлок, а вся местность.    


14.    


15. Оймякон постепенно развивается как центр туризма. Сейчас в год приезжает порядка 1000 человек, в основном зимой, чтобы ощутить холод, потому что холод тут - главная достопримечательность. Летом туристам здесь делать особо нечего, хотя в Якутии потрясающая природа, и можно путешествовать по каким-то диким невероятным уголкам (конечно, если вы не боитесь комаров). Но если кто-то приедет летом, то недалеко от аэропорта в Томторе есть подземная ледяная галерея и резиденция якутского повелителя холода Чысхаана в пещере Эбе-Хая.    


16.    


17. В галерее невероятно красивые ледяные кристаллы. На полу остались старые рельсы, по которым в бывшей шахте раньше ходили вагонетки.    


18. Выглядит это всё просто фантастически и зимой, и летом.    


19.    


20.    


21. Внутри есть ледяные скульптуры. Я так понял, это Дед Мороз, который раз в год приезжает в гости к Чысхаану.    


22.    


23. Памятник Полюсу холода    


24. Тут, кстати, увековечена легендарная температура.    


25.    


По данным ФСБ, в Якутии располагалось 105 лагерей ГУЛАГа, которые в общей сложности занимали треть территории региона (около 1 млн квадратных километров). Находились они, конечно же, в самых отдаленных районах - Томпонском, Оймяконском, на побережье Северного Ледовитого океана и на границах с Чукотской и Магаданской областями.
В условиях, считающихся одними из самых суровых на планете, заключенных заставляли добывать золото и уголь, вести горные и земляные работы, делать лесозаготовки. Но основная масса лагерей появилась в связи со строительством грандиозной магистрали, связывающей золотоносные районы Колымы с Большой землёй. На строительстве применялся исключительно труд узников ГУЛАГа - дармовая рабочая сила при каторжных условиях. Первые этапы прибыли из Алдана в 1940 году, около 5000 человек. Лагеря располагались вдоль строящейся дороги на расстоянии 10 - 20 км друг от друга. Зэки строили дорогу на десяток километров, а затем лагерь перемещался. Старое место использовалось как транспортный пункт, а чаще лагерь переносили целиком или бросали.
Один из заключенных Илья Алексеевич Будищев рассказывал о своем опыте работы на "дороге смерти": "Нас доставили на строительство дороги 300 человек, а через год нас осталось всего 46".
Мало того что люди гибли от голода и холода, так их ещё и приговаривали к расстрелу за невыполнение плана. Страшные цифры из документов расстрельных актов: 4 февраля 1938 года было расстреляно 56 человек, 5 февраля - 17 человек, 24 февраля - 204 человека, 4 марта - 94 человека, 7 марта - 70, 8 марта - 64, и так далее.
На территории Оймяконского улуса располагалось около тридцати лагерей. Самый известный из них назывался Индигирлаг, он существовал в посёлке Усть-Нера на протяжении 10 лет - с 1949-го по 1958 год. Максимальное единовременное количество заключенных в нем достигало 13,8 тысячи человек. Это один из самых живучих лагерей, остальные существовали по 4-5 лет и массово стали сворачиваться после смерти Сталина и знаменитого доклада Хрущева "О культе личности и его последствиях".
Совсем рядом с Индигирлагом находился лагерь поменьше, Куйдусун. При этом знаменит он, наверное, даже больше своего "старшего брата", поскольку в нём отбывал срок и известный поэт Борис Ручьев, и ещё более известный писатель Варлам Шаламов, автор "Колымских рассказов".    


27. Все дороги в посёлке грунтовые, асфальта нигде нет, но даже тут гаишники по ГОСТам понаставили своих знаков.    


28. Гостиниц в Томторе нет, но есть частные гостевые дома, это как раз один из них. Проживание в такой комнате с трёхразовым питанием стоит порядка 3000 рублей в сутки с человека. Таких домов несколько и в самом Оймяконе, и в Томторе. Пока местные жители сами приспосабливаются к приёму туристов. Если туристов будет больше, возможно, появятся и нормальные гостиницы.    


29. Невероятно выносливые якутские лошади могут жить под открытым небом вплоть до -60 и самостоятельно добывать корм, откапывая копытами мёрзлую траву из-под снега.    


30.    


31    


32    


33. Главное средство передвижения здесь - уазовская "Буханка".    


34. У этой был невероятно крутой леопардовый интерьер.    


35. Едем в Оймякон.    


36.    


37. Монумент ВОВ в Оймяконе. Вы, наверное, думаете, что Якутию война никак не затронула, потому что она ужасно далеко от обоих фронтов. Но, как я уже сказал, в Томторе была перевалочная база для ленд-лизовских самолётов, и лётчики так же гибли.    


38    


39. В самом Оймяконе памятник холоду поскромнее, чем в Томторе.    


40.    


41. Но температура указана та же самая, неподтверждённая. Впрочем, вряд ли учёные Обручев и Салищев стали бы врать о своих наблюдениях.    


42.    


43. Это воплощение Чысхаана, якутского Властелина холода. В отличие от нашего Деда Мороза, он не то чтобы дед, а скорее человекобык. Такой вот якутский Минотавр с бородой.    


44.    


45. Гостевой дом в самом Оймяконе. Пока я видел только зачатки развития туризма, хотя потенциал у места огромный. Если всё это дело грамотно развивать, туристов будет гораздо больше.    


46. Цены такие же, как в Томторе.    


47. Местные топят дровами.    


48    


49. В Томторе строят большую школу.    


50. Есть лошади, на которых сидят, а есть лошади, которых едят. На мясо обычно забивают тех, кто никогда не знал седла, а из молока кобыл делают кумыс. Ездовые лошади участвуют в праздниках - например, Ысыах  - https://varlamov.ru/3027460.html    



Оймякон, как и вообще Якутия, - одно из лучших мест в России. Совершенно недооценённый регион. Сегодня сюда приезжает всего 1000 туристов в год, а потенциал тут на 100 000 минимум. Вы только представьте себе рекламу на Таймс-сквер: "Самое холодное место на Земле! Өймөкөөн!"
Уверен, в ближайшее время в Оймяконе построят хороший международный аэропорт, куда будут приземляться "Боинги" и "Эирбасы" прямо с Аляски, из Пекина, Сингапура и Токио. Туристов будут катать на якутских лошадях, поить водкой из ледяных стопок, кормить сырой печенью жеребёнка и строганиной, парить в русской бане прямо на берегу незамерзающей реки и морозить на якутском холоде.
Избалованному туристу уже надоели пляжи, пирамиды и все эти бесконечные затасканные достопримечательности. Избалованный турист хочет экзотики, и Якутия как самое удивительное место на нашей планете может её дать. Надеюсь, в правительстве Якутии появится человек, который сумеет открыть миру этот удивительный край.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Кинотест по фильму 10 руccкиx фpаз, истинный смыcл которых нe знаeт прaктичeски никто Правила жизни Евгения Евтушенко Алкоюмор 24.06.2023 Для геев создали специальные кроссовки Как снимали фильм Сборка циклоидального редуктора⁠⁠ Выбор такой: 9 месяцев трезвости или жуткая смерть Покупать,а не чинить История позабытой могилы на окраине деревенского кладбища: как одна роль сгубила карьеру талантливого… Автозапуск Прозевал кабанчика — медлительный тигр остался без завтрака в Приморье