29 мая 2019 года в 07:08

О трудностях работы воспитательницей в детском саду

Воспитательницей в детском саду я работаю уже больше двадцати лет. Конечно, роль сыграло то, что я люблю детей - без этого тут никак. Ещё когда я сама ходила в старшую группу, мне очень нравилось помогать малышам. Наверное, правду говорят, если работа по душе, то всё остальное приложится, потому что именно из-за своей любви я так долго тут продержалась. Было всякое: и зарплату задерживали, и урезали её, да и в принципе не сказать, что воспитатель много зарабатывает. Поэтому я подрабатываю няней в свободное от работы время.
Собираюсь работать воспитателем до самой пенсии: теперь почти на пять лет дольше. Но если подумать, я больше ничего не умею и ничем не хочу заниматься, кроме как детьми. Подруги удивляются моему терпению, потому что за маленькими и правда глаз да глаз нужен. А ещё железная выдержка. Чтобы не кричать лишний раз и тем более, упаси боже, не поднимать руку. Они смеются: мол, своих внуков не всегда вынести могут, а тут детей так много, и все чужие. Но у меня пока что получается, хоть и злюсь иногда.
Я уже выпустила много групп. Всегда грустно, когда дети, к которым ты прикипела, уходят. Они этого не понимают, поэтому редко вспоминают меня и уж тем более не заходят в гости. Хотя, конечно, приятно, когда те, кого ты воспитывала лет десять-пятнадцать назад узнают тебя и здороваются при встрече.

Раньше я работала только в государственных детских садах, потому что просто не было выбора, понятия "частный детский сад" не существовало. Последнее время ситуация меняется, и предприниматели или открывают частные сады, что случается редко, или арендуют группы в детских садах, куда берут детей на платной основе. Как правило, туда попадают те, до кого не дошла очередь на место: это или малыши, или дети, которым через год уже идти в школу, и у них не остаётся времени на подготовку.
В частных детсадах нам прописывают в правилах, чтобы мы улыбались и были любезны, ни за что не повышали голос на детей и носились с ними, как со своими. Но это у нас нормальная практика везде: взять те же больницы - в бесплатной тебе нагрубят, а в платной - ещё и пальто снять в гардеробе помогут.
Мне всё равно на эти правила: я считаю, что всегда была хорошим воспитателем, и знаю, как найти подход к детям. Конечно, в частных группах работать гораздо комфортнее - детей не больше 15, всем хватает места и игрушек. Родители им ни в чём не отказывают, поэтому в целом это плюс для воспитания. Но попадаются и очень капризные дети. Хотя вопреки стереотипам в бесплатных группах таких "капризных" ещё больше.
Есть очереди, в которые родители записываются заранее, если хотят получить место в каком-либо детсаду для своего ребёнка. И иногда места дождаться просто нереально, поэтому они идут к заведующей и "покупают" его. Эти деньги заведующая кладёт в карман, хотя считается, что они идут на капитальный ремонт или закупку новой мебели. А ребёнка она берёт вне очереди в середине года или, скажем, делает так, что он оказывается в самом начале очереди.
Коррупция есть до сих пор, хотя говорить об этом не принято: обычно, наоборот, рассказывают, как мы успешно её побеждаем.
Конечно, есть нормы СанПиН, которые должны регулировать количество детей в группе, но на них никто не обращает внимания. Поэтому если в группе 30 или больше детей - скорее всего, дело тут нечисто.
Я работала с разными возрастами, но ближе всего мне дети трёх-четырёх лет, в это время они особенно ясно воспринимают окружающий мир. Они изучают его, впитывают информацию, задают много вопросов, поэтому я стараюсь дать им максимум.
Есть так называемый принцип минимакса, когда воспитатель даёт максимум тех знаний, которые он может вложить в ребёнка. И кто-то впитывает их все, а кто-то - только, скажем, половину. Но в этом нет ничего плохого: способности у всех разные.
Ещё мне нравится, что у маленьких детей лучше работает воображение. Они задают много вопросов, придумывают какие-то необычные сюжеты, рисуют нереальные картины. Это всегда так интересно - наблюдать за тем, что творится в голове у маленького человечка, когда он выплёскивает это наружу.
Стараюсь всегда отвечать на все вопросы, которые мне задают, хотя некоторые из них ставят меня в тупик. Например: "А как описать слепому человеку, что такое синий цвет?". Выкручиваюсь, а про себя думаю: "Откуда в этой маленькой голове такие мысли вообще?"
Но в то же время не стоит забывать, что перед тобой - ещё не сформировавшийся человек, который даже не всегда догадается помыть руки перед едой или использовать ложку вместо вилки. Поэтому им всё нужно объяснять так, чтобы это вошло в привычку. Говоришь им "Моем руки!" - и они моют. Говоришь "Открываем шкафчики и переодеваемся" - и они слушаются. Через какое-то время делают всё сами, не дожидаясь команды.
Но родители не всегда понимают, что не надо делать за детей то, что они умеют самостоятельно. Прибегают в мыле, схватили ребёнка в охапку, переодели - и в машину сразу. Хотя ребёнок может и сам переодеться, просто времени ему надо чуть больше. А взрослым - чуть больше терпения.
В этом, кстати, большая проблема: создаётся впечатление, что у родителей нет времени для собственных детей. Им некогда поговорить с ними, спросить, как прошёл день или что они узнали сегодня нового. Такие разговоры если и происходят, то на ходу, а ведь иногда просто надо остановиться на несколько минут.
Кроме того многие из них пользуются гаджетами как средством "отвлечения" ребёнка. Чтобы он не нашкодил, никуда не полез, не сделал чего-нибудь "ненужного". В итоге часто дети теряют желание занять чем-то себя сами, потому что привыкают, что у них перед глазами любые мультики или игры мира всего лишь по одному нажатию на экран.
В своей группе я запрещаю детям пользоваться техникой: смартфонами и планшетами. Некоторые родители недовольны, но я стараюсь донести свою позицию максимально понятно. Проводя весь день в смартфоне, ребёнок никогда не научится общаться со своими сверстниками, и потом ему придётся тяжело из-за своей социальной пассивности.
Ещё родители редко стали спрашивать на собраниях о своих детях, только если воспитатели на них жалуются. Не интересуются тем, всё ли они понимают, как общаются с другими детьми, нравится ли им еда. Если я ничего не говорю - это значит, всё нормально.
Современные молодые люди постоянно куда-то торопятся. Мне это не по нраву, но я не вправе делать им какие-то замечания и уж тем более давать советы по воспитанию. Только если меня об этом попросят.
Сейчас в детсадах в основном остались те, кто очень любит свою профессию, а это люди в возрасте. Молодых почти нет: за деньгами сюда не идут, а из-за детей тоже не всегда получается остаться. Появляется своя семья или попросту не хватает терпения.
В первую очередь, дети смотрят на тех, кто рядом с ними, и следуют их примеру: то есть, это родители и воспитатели. Поэтому важно следить за собой, как бы заезженно это ни звучало. Ведь по ребёнку сразу понятно, какая ситуация происходит у него в семье. Если в семье проблемы, то ребёнок будет конфликтовать и вымещать обиду на других. Нельзя дать ему повод делать также дома.
Поэтому важно, чтобы с малышами работали квалифицированные специалисты. Но так бывает не всегда: из-за нехватки кадров человека могут взять чуть ли не с улицы. Конечно, тут больше зависит от заведующего, но иногда это правда так. Потому что по-хорошему с группой должны работать два человека: воспитатель и нянечка. Но реальная ситуация такова, что людей всегда не хватает.
Я не отчаиваюсь, ведь рано или поздно приходят люди, влюблённые в профессию, которые хотят работать тут просто потому, что считают это призванием. И пока такие люди есть, наши дети будут в порядке.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Дают — бери Сын-оппозиционер – горе в семье Утопленник Почему русские не работают как немцы Обычное совпадение, не более того Золотые слова Веселый вожатый Женская логика против мужской Автобусные бабки Истории из социальных сетей Бизнес–план Смерть за 500 рублей