13 июля 2020 года в 17:39

История теплохода Р-51 типа "Москва"

Сегодня предлагаю вспомнить историю теплохода типа "Москва". Их и сейчас конечно можно встретить в любом городе и по несколько штук. Но всё же, это тоже воспоминание из нашего советского детства. Ну, что же. Приступим!                                    





Суда типа "Москва" проектов Р-51, Р-51Э и Р-51ЭА - это настоящая эпоха отечественного судостроения. Надёжные, неприхотливые теплоходы, имеющие приятный и запоминающийся экстерьер, большую пассажировместимость и огромные возможности для модернизации, на долгие годы определили облик речных артерий Москвы и многих других городов России, стран бывшего Советского союза и многих городов Восточной Европы.    


Теплоходы "Москва", получившие жизнь во времена "развитого социализма", сквозь время прошли через расцвет империи, "Холодную войну", "Перестройку", распад Советского Союза и удивительно быстро смогли приспособится к новым условиям жизни и экономики огромной страны, имеющей практически бесконечный потенциал использования своих водных путей.
Теплоходы продолжают активно работать на многих реках и во многих городах, большая часть судов была капитально модернизирована и работает только в роли банкетных теплоходов, часть совершает экскурсионно-прогулочные рейсы, а некоторые теплоходы продолжают тяжелую регулярную работу на пассажирских линиях.    


Теплоход проекта Р-51 в оригинальном исполнении представляет собой двухпалубное пассажирское судно с расположенном в корме машинным отделением и ходовой рубкой на верхней палубе, вынесенной почти в нос.Верхняя пассажирская палуба - открытая, оборудована тентом почти по всей длине для защиты от дождя и солнца. Нижняя палуба - всепогодная, полностью закрытая, с большими окнами, панорамным остеклением в носу и прозрачными окнами в потолке у бортов.


После небольших и тесных "Москвичей" (прогулочный теплоход созданный сразу после Великой Отечественной войны), новые теплоходы с радостью были приняты как пассажирами, так и речниками.
Новые пассажирские теплоходы начали быстро завоёвывать Москву-реку, заменив на центральных прогулочных маршрутах небольшие "Москвичи", которые были отправлены трудиться на "рабочие" переправы на окраине столицы, а также на менее загруженные прогулочные маршруты.    


"Москву" также начали активно поставляться практически во все пароходства страны, от Дальнего Востока и Казахстана до Прибалтики, а затем и в страны СЭВ - в первую очередь в Венгрию и Чехословакию, а также в Польшу и Болгарию.    


Единичные суда поставлялись и в капиталистические страны: в Норвегию, Францию, Нидерланды и даже в экзотическую Исландию, где до сих пор, на одном из озёр в восточной части страны трудится теплоход, названный "Lagarfljotsormurinn" в честь мифического водяного змея, который по легенде обитает в этом озере.


В СССР большинство теплоходов в регионах стало работать на чисто пассажирских линиях - в первую очередь "рабочих" переправах: на периферии страны, особенно в дальних её уголках - и речникам и жителям было совсем не до увеселительных речных прогулок.
Теплоходы перевозили сотни и тысячи пассажиров в день в прибрежные поселки, села, деревни и садоводческие товарищества, не имеющие удобной связи с большой землей, а часто и вообще никакой иной дороги, кроме реки.


В крупных же городах страны: в Москве, Ленинграде, Киеве, больших волжских городах, теплоходы обслуживали в основном прогулочно-экскурсионные маршруты и поддерживались в хорошем состоянии.
Для Ленинграда, на базе "Москвы" было спроектировано судно проекта Р-35 "Нева" с уменьшенным надводным габаритом и ходовой рубкой, перенесенной в носовую часть главной палубы, головное судно этого проекта было построено даже раньше первой "Москвы" - в 1968 году, а всего до 1974 года, было выпущено шесть судов такого типа.    


Также в 1970 году для Ленинграда был построен единственный теплоход проекта 1900, представляющий из себя стандартную "Москву" с расширенным пищеблоком и перенесёнными в середину судна посадочными площадками и пассажирским трапом; изначально теплоход получил имя "Нева-2", но затем его переименовали в "Чайку". Судно продолжает работать в Санкт-Петербурге до сих пор.    


С 1979 по 1994 года, на Запорожском ССРЗ строились теплоходы типа "Каштан" проектов Д-055 и 90055, эти суда и по внешнему виду, и по компоновке очень близки к теплоходу "Москва"; всего было построено 30 таких судов, большинство из которых работают в Киеве и других городах Украины и только одно судно "Каштан-23" было продано в Россию и работает в Новокуйбышевске.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Вомбат, котяня, Котяня, вомбат Двойные стандарты До чего же омерзительный заголовок Чё говоришь, золото?… Убойные приблуды, сделанные точно не на трезвую голову Москва старинная 10 странных мифов о Японии, которые оказались правдой Курьер на электровелосипеде снёс пенсионерку на пешеходном переходе в центре Москвы Как грамотно избавиться от продуктов с истекшим сроком годности 23 самые необычные карты Подборка интересных и веселых картинок 18.06.21 В США набирают популярность цифровые окна 23-летний пилот наглядно показал, как изменилась его жизнь после начала пандемии «Патриотизм и консервативные ценности»: в России предложили переписать Конституцию и ввести официальную…