30 июня 2021 года в 08:48

ГАЗ-47 (ГТ-С): советский вездеход покоривший три полюса

Послевоенный экономический подъем и активное освоение ранее малоизученных районов Советского Союза, требовало специальной автотехники. К началу 1950-х таких машин в СССР не выпускали и Горьковскому автозаводу, как наиболее компетентному в этой сфере предприятию, предложили создать вездеход повышенной проходимости.                                    





На самом деле разработка универсального гусеничного вездехода в СССР началась практически сразу после войны. В 1948 году в Горьковском Индустриальном институте создали снегоболотоход С-21. Однако машина получилась крайне серой и дальнейшего развития не получила. Пару лет спустя, на Горьковском автозаводе, конструктору Сергею Борисовичу Михайлову, в короткий срок, поручили создать универсальный вездеход на гусеничном ходу, способный работать в сложных климатических условиях и при температуре от -50 до +40°. Сроки поставили жесткие - 6 месяцев, поэтому на ГАЗ передали наработки по С-21 и техническую литературу на аналогичные машины импортного производства.    


Работы по будущему гусеничному вездеходу, получившему заводское обозначение ГАЗ-47 (ГТ-С по техническому заданию) на Горьковском автозаводе стартовали в июле 1951 года. В декабре того же года собрали первый прототип. Он представлял собой гусеничный вездеход с водоизмещающим корпусом, двухместной кабиной и грузопассажирским отделением. При создании ходовой части конструкторам пригодился военный опыт создания легких танков Т-60 и Т-70. Шасси ГАЗ-47 состояло из пяти пар обрезиненных катков диаметром 700 мм. Подвески катков индивидуальные торсионные. Передняя звездочка ведущая, тормоза ленточного типа. Как и на танке Т-60 моторное отделение располагалось спереди. В нем находился бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 74 л.с. и его же четырехскоростная коробка передач. Корпус стальной, несущий. Кабина с двумя дверьми и люком в задней стенке. За ней в транспортном отделении могли расположиться на лавках 10 человек или тонна груза.    


Работы по будущему гусеничному вездеходу, получившему заводское обозначение ГАЗ-47 (ГТ-С по техническому заданию) на Горьковском автозаводе стартовали в июле 1951 года. В декабре того же года собрали первый прототип. Он представлял собой гусеничный вездеход с водоизмещающим корпусом, двухместной кабиной и грузопассажирским отделением. При создании ходовой части конструкторам пригодился военный опыт создания легких танков Т-60 и Т-70. Шасси ГАЗ-47 состояло из пяти пар обрезиненных катков диаметром 700 мм. Подвески катков индивидуальные торсионные. Передняя звездочка ведущая, тормоза ленточного типа. Как и на танке Т-60 моторное отделение располагалось спереди. В нем находился бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 74 л.с. и его же четырехскоростная коробка передач. Корпус стальной, несущий. Кабина с двумя дверьми и люком в задней стенке. За ней в транспортном отделении могли расположиться на лавках 10 человек или тонна груза.
Весь 1952 год три собранные на заводе машины проходили всесторонние и длительные испытания. Вездеходы своим ходом преодолели расстояние около 300 км от Воркуты до поселка Амдерма, буксируя артиллерийские орудия массой до 2 тонн. Второй этап проходил летом того же года в Архангельской области. По результатам испытаний ГАЗ-47 показал себя очень хорошо. Уверенно передвигался по снегу и болоту, расходуя при этом 100-200 л на 100 км. На воде вездеход развивал скорость в 4 км/ч, на шоссе 35 км/ч.    
Экспериментальный вездеход ГАЗ-47Ш 1961 года с "шахматным" расположением катков, в серию не пошел


Серийное производство ГАЗ-47 Горьковский автозавод освоил в 1954 году. Всего же с 1954 по 1967 год на ГАЗе изготовили около 8 тысяч машин первого поколения. ГАЗ-47 зарекомендовал себя как надежный и очень проходимый вездеход. На нетронутых дорожной сетью просторах СССР - от Заполярья до южных пустынь, ГАЗ-47 был зачастую единственным транспортным средством. Более того он успешно работал на советских арктических и антарктических станциях и первым из наземных машин в 1960 году покорил вслед за Северным плюсом еще и Южный, а за одно и полюс холода в Антарктиде.    
На самом деле разработка универсального гусеничного вездехода в СССР началась практически сразу после войны. В 1948 году в Горьковском Индустриальном институте создали снегоболотоход С-21. Однако машина получилась крайне серой и дальнейшего развития не получила. Пару лет спустя, на Горьковском автозаводе, конструктору Сергею Борисовичу Михайлову, в короткий срок, поручили создать универсальный вездеход на гусеничном ходу, способный работать в сложных климатических условиях и при температуре от -50 до +40°. Сроки поставили жесткие - 6 месяцев, поэтому на ГАЗ передали наработки по С-21 и техническую литературу на аналогичные машины импортного производства.    
Работы по будущему гусеничному вездеходу, получившему заводское обозначение ГАЗ-47 (ГТ-С по техническому заданию) на Горьковском автозаводе стартовали в июле 1951 года. В декабре того же года собрали первый прототип. Он представлял собой гусеничный вездеход с водоизмещающим корпусом, двухместной кабиной и грузопассажирским отделением. При создании ходовой части конструкторам пригодился военный опыт создания легких танков Т-60 и Т-70. Шасси ГАЗ-47 состояло из пяти пар обрезиненных катков диаметром 700 мм. Подвески катков индивидуальные торсионные. Передняя звездочка ведущая, тормоза ленточного типа. Как и на танке Т-60 моторное отделение располагалось спереди. В нем находился бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 74 л.с. и его же четырехскоростная коробка передач. Корпус стальной, несущий. Кабина с двумя дверьми и люком в задней стенке. За ней в транспортном отделении могли расположиться на лавках 10 человек или тонна груза.    
Работы по будущему гусеничному вездеходу, получившему заводское обозначение ГАЗ-47 (ГТ-С по техническому заданию) на Горьковском автозаводе стартовали в июле 1951 года. В декабре того же года собрали первый прототип. Он представлял собой гусеничный вездеход с водоизмещающим корпусом, двухместной кабиной и грузопассажирским отделением. При создании ходовой части конструкторам пригодился военный опыт создания легких танков Т-60 и Т-70. Шасси ГАЗ-47 состояло из пяти пар обрезиненных катков диаметром 700 мм. Подвески катков индивидуальные торсионные. Передняя звездочка ведущая, тормоза ленточного типа. Как и на танке Т-60 моторное отделение располагалось спереди. В нем находился бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 74 л.с. и его же четырехскоростная коробка передач. Корпус стальной, несущий. Кабина с двумя дверьми и люком в задней стенке. За ней в транспортном отделении могли расположиться на лавках 10 человек или тонна груза.
Весь 1952 год три собранные на заводе машины проходили всесторонние и длительные испытания. Вездеходы своим ходом преодолели расстояние около 300 км от Воркуты до поселка Амдерма, буксируя артиллерийские орудия массой до 2 тонн. Второй этап проходил летом того же года в Архангельской области. По результатам испытаний ГАЗ-47 показал себя очень хорошо. Уверенно передвигался по снегу и болоту, расходуя при этом 100-200 л на 100 км. На воде вездеход развивал скорость в 4 км/ч, на шоссе 35 км/ч.    
Серийное производство ГАЗ-47 Горьковский автозавод освоил в 1954 году. Всего же с 1954 по 1967 год на ГАЗе изготовили около 8 тысяч машин первого поколения. ГАЗ-47 зарекомендовал себя как надежный и очень проходимый вездеход. На нетронутых дорожной сетью просторах СССР - от Заполярья до южных пустынь, ГАЗ-47 был зачастую единственным транспортным средством. Более того он успешно работал на советских арктических и антарктических станциях и первым из наземных машин в 1960 году покорил вслед за Северным плюсом еще и Южный, а за одно и полюс холода в Антарктиде.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

В конкурсе «Мисс Россия» победила модель из Оренбурга В NASA простились с марсианским вертолетом Ingenuity Приколы и картинки Как менялась мода на мужские прически за последние 100 лет Видео: оторвавшаяся от холодильника дверца чудом не пришибла ребёнка «Лечение травами»: девушек публично выпороли крапивой в Томске Кошка нашла эффектный способ спуститься со шкафа Музейный автомобиль DeSoto 1957 года выставили на аукцион Житель ЕАО голыми руками задушил напавшую на него волчицу Приземляюсь на носу, счастье всем уже несу! Не полагайся на судьбу: забавный рекламный ролик Развод после 25 лет брака и ребенок в 62, или Как сложилась судьба культового Мистера Бина