11 апреля 2022 года в 11:28

Ученые нашли древние останки, датированные днём гибели динозавров

Ученые обнаружили уникальную окаменелость: невзирая на то, что ей исполнилось 66 миллионов лет, они смогли определить ее возраст с точностью до дня. Как утверждают палеонтологи нога тесцелозавра была оторвана в результате удара огромного астероида, уничтожившего большинство видов на Земле, и в первую очередь - гигантских древних ящеров.

Смотреть все фото в галерее

Палеонтологи обнаружили первые в истории окаменелые останки динозавра, погибшего в день падения массивного астероида на Землю 66 миллионов лет назад.
×

Ученые обнаружили ногу тесцелозавра - маленького травоядного динозавра - рядом с фрагментом гигантского метеорита, который убил его. Эксперты полагают, что конечность с кожей, скорее всего, была оторвана при падении гигантского астероида Чиксулуб, а затем похоронена в упавших обломках в день падения.

Окаменевшая нога тесцелозавра была обнаружена вместе с целой серией уникальных артефактов на участке окаменелостей Танис в американском штате Северная Дакота, известном как "формация Хелл-Крик". Это место, которое было впервые обнаружено в 2008 году, необычно тем,  что оно фактически зафиксировало события с первых минут до нескольких часов после падения астероида Чиксулуб в мельчайших подробностях. Палеонтологи говорят, что это первая находка динозавра, ставшего жертвой знаменитого удара астероида, в результате которого образовался ударный кратер шириной около 150 километров на территории современного Мексиканского залива. Они также полагают, что обнаружили крошечный фрагмент космического камня, который положил конец эпохе динозавров и привел к появлению млекопитающих.

Палеонтолог из Манчестерского университета Роберт ДеПальма, который сделал открытие, сказал, что они могут предоставить первое в истории физическое доказательство того, что динозавры были убиты ударом астероида в конце мелового периода. Очень мало останков динозавров, оставленных хотя бы за несколько тысяч лет до удара, было найдено в горных породах до настоящего времени, поэтому обнаружение окаменелости с самого дня разрушения было экстраординарным событием.

"Это самая невероятная вещь, которую мы могли здесь найти, единственная вещь, которую мы всегда хотели найти на этом месте, и вот она у нас есть, - сказал ДеПальма. - Это существо было убито и похоронено под обломками в день удара. Раньше мы не знали, умерло ли оно во время удара, но теперь практически уверены, что так оно и было".

Среди находок в  Танисе есть уникальные экземпляры: рыба, в дыхательных путях которой обнаружены мелкие обломки от удара метеорита, окаменелая черепаха, проткнутая деревянным колом, и кожа рогатого трицератопса. "У нас  так много находок из этого места, которые рассказывают нам о том, что происходило момент за моментом после удара метеорита,  что мы как будто смотрим, как это происходит в кино, - говорит ДеПальма. - Вы смотрите на каменную толщу, слой за слоем, смотрите на окаменелости в ней, и это возвращает вас в тот день".

Профессор Пол Барретт из Музея естественной истории в Лондоне сказал, что сохранившаяся нога когда-то принадлежала динозавру из рода Thescelosaurus, имя которого переводится как "чудесная ящерица". "Раньше у нас не было надежных знаний о том, как выглядела их кожа. Эта находка очень убедительно показывает, что эти животные были чешуйчатыми, как ящерицы", - говорит Барретт. - Они не были покрыты перьями, как их современники-мясоеды. Изучение показывает, что животному что-то очень быстро оторвало ногу. На ноге нет признаков болезни, нет явных патологий, нет следов поедания ноги, таких как следы укусов или отсутствующие кусочки. Так что, лучшая идея, которая у нас есть, заключается в том, что это животное умерло более или менее мгновенно".

Уже давно ученым известно, что динозавры были уничтожены падением астероида или кометы в мелководное море на территории современного полуострова Юкатан в Мексике около 66 миллионов лет назад.  Не все погибли непосредственно от удара, но в результате столкновения возникло огромное облако пыли и сажи, которое вызвало глобальное изменение климата, уничтожив 75 процентов всех видов животных и растений. Все динозавры, птерозавры, аммониты и большинство морских рептилий исчезли, в то время как млекопитающие, птицы, крокодилы и черепахи выжили.
Когда астероид столкнулся с Землей, он потряс континентальную плиту и вызвал огромные волны в водоемах, включая реки и озера. Они переместили огромные объемы отложений, которые поглотили рыбу и похоронили ее заживо.

Танис был обнаружен в 2008 году, но только в 2019 году о нем было объявлено широкой публике. Тогда же ученые рассказали о находках из Таниса, в числе которых -   рыбы, кости динозавров, окаменелости морских рептилий, перья, яйца, растительный материал и мноое другое. Расстояние между Танисом и местом ударного кратера Чиксулуб в современном Мексиканском заливе, у полуострова Юкатан составляет более 2500 километров, но сила удара при столкновении с метеоритом была такова, что он отразился по всей планете.

ДеПальма говорит, что сейсмические волны  от столкновения с астероидом достигли Таниса за считанные минуты. Огромные волны швыряли животных из стороны в сторону, как если бы они были в воде, налитой в трясущуюся во все стороны ванну.

"Насколько мы можем судить, большинство останков принадлежат животным, которые либо погибли под слоем илистых отложений, либо  утонули в результате  сильного наводнения", - сказал ДеПальма.
Ранее в этом году ученые из Швеции объявили, что столкновение Чиксулуб произошло весной в северном полушарии. Они изучили найденные в Танисе кости шести рыб, которые умерли менее чем через 60 минут после падения астероида, в результате получив данные о времени их смерти.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:

Смотри также

Самый первый экземпляр Lancia Rally 037 Stradale 1982 года выставят на торги в Японии Рабочие будни слесаря ЖКО⁠⁠ Калейдоскоп отпускных приколов 30 реальных локаций, которые похожи на кадры из фильмов Уэса Андерсона Помощь шмелёнку Морянка: красивая и изящная птица 30+ крутых вещиц, найденных в комиссионных магазинах Топ-10 вещей, которые по своей сути дороже золота Модернизация и расширение старинного жилого дома в Нидерландах Интересные факты на все случаи жизни Кайли Дженнер на фотографиях в Instagram В Приморском крае больше полусотни людей отравились бургерами с сальмонеллой